Методы социологического исследования. Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Методы социологического исследования.  Добреньков В.И., Кравченко А.И. 

014 small

altСОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................................13
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 1. Виды социологического исследования............................25
1.1. Социальное и социологическое исследования...............25
1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35
1.3. Описательное и аналитическое исследования................41
1.4. Точечное исследование....................................................42
1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43
1.6. Повторные исследования.................................................44
1.7. Мониторинг.....................................................................48
1.8. Полевое исследование......................................................51
1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54
1.10. Оперативное исследование............................................60
1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67
1.12. Признаки научного опроса............................................70
1.13. Виды опроса....................................................................75
1.14. Технические средства опроса.........................................78
Глава 2. Теория и методология выборки......................................81
2.1. Зачем нужна выборка.......................................................81
2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода..........85
2.3. Типы и методы выборки..................................................92
2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95
2.4.1 Простой случайный отбор........................................96
2.4.2. Систематический отбор............................................99
2.4.3. Районированная и стратифицированная выборки......102
2.4.4. Гнездовая выборка..................................................105
2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108
2.5.1. Квотная выборка....................................................111
2.6. Многоступенчатая выборка...........................................114
2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117
2.8. Расчет объема выборки..................................................121
2.9. Ошибка выборки............................................................129
2.10. Контроль и ремонт выборки........................................ 135
2.11. Паспортичка выборки.................................................. 140
2.12. Репрезентативность...................................................... 143
Глава 3. Программа социологического исследования.................147
3.1. Общее представление о программе...............................147
3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152
3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования..152
3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160
3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163
3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167
3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168
3.2.6. Выдвижение гипотез..............................................171
3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174
3.3. Методическая часть программы....................................177
3.3.1. Выборка...................................................................177
3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных .... 178
3.3.3. Методы сбора информации....................................179
3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180
3.3.5. Организационный план исследования..................183
3.4. Научный отчет................................................................ 184
Глава 4. Анализ эмпирических данных......................................187
4.1. Общие принципы анализа данных................................ 188
4.2. Анализ одномерных распределений..............................193
4.2.1. Номинальная шкала...............................................194
4.2.2. Ранговая шкала.......................................................199
4.2.3. Интервальная шкала...............................................200
4.3. Анализ двумерных распределений................................208
Глава 5. Табличное и графическое представление данных........219
5.1. Табличное представление данных.................................219
5.2. Техника редактирования таблиц...................................227
5.3. Графическое представление данных.............................242
Глава 6. Где, кем и как работают социологи.............................249
6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249
6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259
6.3. Клиенты и консультанты...............................................263
6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267
6.5. Качества консультанта...................................................272
6.6. Консультирование как карьера......................................276
Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов.................................281
1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281
1.2. Функции анкетного вопроса.........................................288
1.3. Логическая структура вопроса.......................................291
1.4. Виды анкетных вопросов...............................................294
1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297
1.6. Вопросы-фильтры..........................................................307
1.7. Сложные вопросы..........................................................311
1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316
Глава 2. Композиция анкеты......................................................319
2.1. Структура или композиция?..........................................319
2.2. Общая композиция анкеты............................................322
2.3. Базисная часть анкеты...................................................324
2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327
2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330
2.6. Правила кодирования....................................................332
2.7. Разработка анкеты..........................................................334
Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты................337
3.1. Основные правила формулировки вопросов................337
3.2. Анализ качества анкеты.................................................344
3.3. Логический контроль анкеты........................................351
Глава 4. Ошибки и контроль поля.............................................359
4.1. Вопросы, которые не надо задавать..............................359
4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365
4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371
4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373
Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Методология и технология интервью..........................383
1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383
1.2. Интервью в качественной и количественной социологии....394
1.3. Организация фокус-групп.............................................397
1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398
1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400
1.3.3. Процедура проведения...........................................401
1.3.4. Устройство помещения..........................................403
1.3.5. Функции и качество модератора...........................404
1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406
1.5. Эффект интервьюера......................................................411
Глава 2. Виды и типы интервью................................................415
2.1. Типология интервью......................................................415
2.2. Формализованное интервью..........................................422
2.3. Свободное интервью......................................................426
2.4. Фокус-группа.................................................................430
2.4.1. Из истории вопроса................................................430
2.4.2. Определение и особенности метода......................431
2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435
2.4.4. Сфера применения.................................................436
2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438
Глава 3. Маркетинговое исследование.......................................449
3.1. Цели и задачи маркетингового исследования..............449
3.2. Проблема выборки и репрезентативности....................454
3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя........459
3.4. Бриф и брифинг.............................................................462
3.5. Методические и технические приемы исследования.......466
3.6. Лабораторный опрос (Hall-test).....................................470
3.7. Домашний тест (Home-test)...........................................473
3.8. Личное интервью (face-to-face)......................................474
3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)...................476
3.10. Телефонный опрос OMNIBUS....................................478
3.11. The VALS Survey...........................................................480
3.12. Вопросник VALS Survey (online version).....................484
Глава 4. Экспертный опрос........................................................487
4.1. Методология экспертного опроса.................................487
4.2. Виды экспертного опроса..............................................490
4.3. Отбор экспертов.............................................................497
4.4. Факторы валидности экспертных оценок.....................500
4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса.....501
4.6. Необычные эксперты.....................................................502
Глава 5. Методы политических исследований...........................505
5.1. Опросы на входе и на выходе........................................505
5.2. Праймериз — выборы понарошку?................................508
5.3. Exit-Poll: вы уже проголосовали?..................................510
5.4. Политический рейтинг..................................................515
Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Глава 1. Наблюдение в социальных науках...............................525
1.1. Сущность наблюдения..................................................525
1.2. Отличительные черты научного наблюдения...............529
1.3. Специфика социологического наблюдения..................531
1.4. Виды наблюдения..........................................................536
1.5. Формализованное наблюдение......................................542
1.6. Включенное наблюдение...............................................543
1.7. Преимущества и недостатки наблюдения.....................550
1.8. Роль и качества наблюдателя.........................................553
Глава 2. Анализ документов.......................................................555
2.1. Документальная база социологии.................................555
2.2. Анализа документов: общие положения.......................562
2.3. Методология и методика контент-анализа...................568
Глава 3. Научный эксперимент..................................................583
3.1. Сущность научного эксперимента................................583
3.2. Методология и методика эксперимента.......................586
3.3. Процедура экспериментирования.................................590
3.4. Формирование групп в эксперименте...........................591
3.5. Ошибки и трудности в эксперименте...........................593
3.6. Классификация экспериментов.....................................595
3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты..604
Глава 4. Action research..............................................................607
4.1. Определение и область применения.............................607
4.2. Философские основания................................................610
4.3. Методология...................................................................611
4.4. Процедура проведения...................................................614
4.5. Цикличность и итерация...............................................615
4.6. Методы AR.......................................................................618
4.7. История вопроса............................................................619
4.8. Парадигмы AR................................................................621
4.9. Интервенционистская социология................................623
Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии.............627
5.1. Методология тестирования............................................628
5.2. Классификация тестов...................................................636
5.3. Социометрические процедуры......................................642
5.4. Технология тестирования..............................................655
5.5. Компьютерное тестирование.........................................661
Глава 6. Исследовательские центры..........................................665
6.1. Институт Гэллапа...........................................................665
6.2. Институт Демоскопии...................................................669
6.3. ВЦИОМ..........................................................................672
6.4. ESOMAR.........................................................................678
6.5. NORC..............................................................................679
6.6. NatCen............................................................................680
6.7. ИНИОН РАН.................................................................681
6.8. GfK Group.......................................................................684
6.9. QUANTUM....................................................................687
6.10. Консалтинговые организации.....................................691
Приложения................................................................................697
Словарь терминов.......................................................................721
Литература..................................................................................735
 

scroll back to top
 
 

Авторизация